Римские оковы. Ч2

Римские оковы. Ч2


Некоторые особо зажиточные господа могли владеть пятьюстами и более рабами, некоторые из которых работали дома, а остальным выписывали билет в один конец в сельскую местность на тяжелые работы.

Мы снова вспомним о городских невольниках, а точнее, об их «подтипе» — «общественных» рабах. Эти рабы занимались удовлетворением городских нужд: они работали в крупных термах, латринах, на продовольственных складах, в палатах императора, на строительстве мостов и городских зданий. Эти рабы зачастую были образованными людьми, и их положение было самым высоким по сравнению с остальными братьями по несчастью.

Скорее всего, вы это уже и так знаете или же догадываетесь, но для проформы, все же, напомним, что древнеримский раб в большинстве случаев, воспринимался хозяином как вещь, и закон вполне позволял убить эту вещь, покалечить или подвергнуть мучениям ради собственного удовольствия. Лишний раз этот факт подчеркивал следующий обычай: если какой-нибудь раб посмел взбунтоваться против хозяина или даже убить его, то остальных рабов этого дома закон предписывал отправить вслед за хозяином, то есть, убить всех до одного. А причина такого жесткого обычая оправдывалась тем, что хороший и верный раб должен был всеми силами препятствовать подобному развитию событий и спасти жизнь своего господина во что бы то ни стало.

В период республики положение римских рабов было очень незавидным, но в имперский период положение пошло на поправку, если можно так сказать. Постепенно у порабощенных людей появляется право обладать собственными «карманными» деньгами, накопив которые они могли со временем выкупить свою свободу. Отношение к ним смягчилось, государство ввело запрет на право убивать своих рабов. Несмотря на видимые улучшения, подневольным все равно приходилось несладко: их часто сдавали в аренду в различные мастерские, где они зарабатывали деньги для хозяина, порой, довольно тяжелым трудом. Это было весьма выгодное дело, которое могло наладить материальное положение даже у самых небогатых представителей римского гражданства.

Если у раба возникали доверительные и человеческие отношения с хозяином, а такие случаи действительно были, то он мог впоследствии получить свободу и даже хозяйскую поддержку в случае, если хотел начать собственное дело и новую жизнь.

Римские оковы. Ч1

 

Похожие статьи, которые могут показаться вам интересными: Белое рабствоКраткая пояснительная записка о том, почему белое рабство стало чернымДревнеримский TOI-TOI.