
Где-то в XII-XIII веках нашей эры жить в Южной Руси стало непросто: постоянные междоусобицы, набеги кочевников, снижение объемов торговли с Византией. Свободной земли тогда вокруг Руси было много и славяне двинулись на северо-восток. Способствовал продвижению и климат — в X-XIII веках наблюдался «средневековый климатический оптимум». Зимы был мягкими, лето теплым.
Северо-восточная Русь к тому моменту уже была населена финно-угорскими племенами и восточными словенами, пришедшими в эти земли несколькими веками раньше, но насильственной колонизации их жителями Южной Руси не было — славяне мирно существовали с местным населением.
Постепенно смещала свой интерес с юга на северо-восток и правящая семья Рюриковичей. Киевский престол был уже не так вожделен. На этот трон слишком много желающих, и киевский народ слишком требователен к своему правителю. Как и в Великом Новгороде, в Киеве сильна демократия — вече.
Первым о создании крупного княжества на Северо-Востоке задумался в XI-XII веках Юрий Долгорукий. По свидетельству Татищева, он вербовал новых переселенцев в свои земли, давал им немалую ссуду, поселенцы получали статус вольных земледельцев. Юрий строил крепости, храмовые комплексы. Дмитров, Городец, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский так или иначе обязаны своим существованием Юрию Долгорукому.
Массовое строительство храмов, развернувшееся на Северо-Востоке, до сих пор не дает покоя исследователям. Почему между традиционной на Руси плинфы начали использовать белый камень? Откуда взялись мастера?
До строительства белокаменных храмов в Суздале и Владимире в камне строили в далеком Галиче. Месторождений белого камня вокруг Владимира и Суздаля не много. Большинство из известных в те далекие времена месторождений находится на расстоянии 100-200 км от места строительства. Его доставка требовала колоссальных затрат времени и средств. При том, что материала для кирпича в осваиваемом регионе достаточно. Из плинфы (кирпича) продолжают строить, но не храмы. К кирпичу в постройке храмов возвращаются только в 15 вв.
Причины перехода на камень высказываются разные. Наиболее вероятно здесь сыграла комбинация причин, и одной из важных явилось первая попытка приблизить Русь к Европе. Храмы Владимира и Суздаля ближе к базиликам Германии? чем к Византии: материал — камень, готические перспективные порталы, скульптурный декор. Все присуще романскому стилю.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Вторая часть вопроса: как в Суздаль и Владимир попали мастера? Этот вопрос очень похож на вопрос о Рюрике на Руси. В летописях сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского сказано, что последний приглашал строителей из Европы, общался с Фридрихом Барбароссой! Но кто строил белокаменные церкви до Андрея во время правления его отца неизвестно.
Борисоглебская церковь в Кидекше один из двух самых ранних белокаменных храмов, построенных в Северо-Восточный Руси. Построен он был в 1152 году. К сожалению он пережил несколько перестроек и потерял первоначальный внешний вид.
За колокольней церковь Бориса и Глеба, справа — теплая церковь св. Стефана (1780 год) и колокольня XVIII века.

Колокольня.

—

Церковь Бориса и Глеба. Сейчас Кидекша небольшое село на слиянии рек Нерль и Каменка, но судя по результатам раскопок во время Юрия Долгорукого это было достаточно крупным поселением с великокняжеским двором. Заграевский считает, что это был крупный город и важный город того времени занимавший площади современных сел Кидекша и Нерльская Новоселка.

—

Домонгольские церкви Юго-восточной Руси.

Интерьер. В центре омфалий — пуп земли. Сейчас такого в соборах нет. В современных церквях на этом месте находится Амвон.

Лестница на хоры. Современная перестройка. Как попадали в домонгольскую эпоху непонятно. предполагают, что у церкви была башня с лестницей, которая не сохранилась.

Алтарь. Роспись позапрошлого века.

Справа от калитки роспись 13-ого века. Храм около 50 лет оставался нерасписанным.

Древнее граффити.

—

Надгробная плита. Церковь была родовой усыпальницей одного из сыновей Юрия Долгорукого — Бориса Юрьевича, князя Белгородского и Туровского.

—

Роспись центральной части свода.

—

Внешний вид храма со стороны алтарной части.

Граффити.

Ограда.

Вид на реку.

Теплый храм.

—

Интерьер нового храма.

Икона больше похожа на католическую.

Святые ворота 17-18 вв.

Вид на колокольню и вход в новую церковь.

Старое надгробие.

Вид на комплекс зданий со стороны оврага.

—
