Изобразительное искусство является одним из самых ярких по уровню своего воздействия на человека. Это мнение подтверждает тот факт, что в советское время одним из самых ярких двигателей идеологии в массы стал именно плакат. Давайте разбираться вместе, в чем его столь сокрушительная сила.
В период до революции плакат играл значительную роль в агитационной политике, ярко подчеркивал политическую направленность того или иного сообщения. Кроме того, конечно, выполнял и рекламную роль, неся в массы информацию о работе разного рода предприятий, благотворительных сообществ. «Художественная афиша служила прежде всего рекламой того или иного мероприятия: кружечного сбора, вербного базара, лотереи, вечера, подписки», — отмечает в своей книге Н.И. Бабурина.
В жанре плаката работали многие гениальные русские художники, золотые руки русской живописи: В. и А. Васнецовы, К. Коровин, М. Врубель, В. Серов и другие. К примеру, кисти В.Васнецова принадлежат военные плакаты, в которых автор воплощает идею ярого патриотизма, опирающуюся на народные предания. В свою очередь, К.Коровин вдохновлялся в своих произведениях образом великого русского князя Дмитрия Донского.
Время расцвета советского союза – это также и время расцвета жанра плаката. Этот вид рекламы широко использовался в целях агитации, пропаганды. Невероятное количество выдающихся деятелей искусства сделали свой неоценимый вклад в развитие данного типа рекламы. Дени, Маяковский, Кукрыниксы, Левин, Маршак – и это далеко не полный список творческих людей, работающих в жанре плаката.
Правильному созданию плакатов и афиш учили даже в высших учебных заведениях. К примеру, Полиграфический институт стал известен в том числе сильнейшей кафедрой плаката, среди преподавателей которой числился Д.Моор, автор знаменитого плаката «Ты записался добровольцем?»
А. Козлов напишет впоследствии во вводной статье к книге, которая посвящена Д. Моору:
«Советский плакат был первым серьезным завоеванием пролетарского изобразительного искусства».
Для большинства художников работа в жанре плаката являлась не только социальным заказом, но и способностью выразить свою собственную индивидуальность, свой неповторимый характер. Так, например, как автор удивительных, неповторимых афиш прославился величайший поэт Серебряного века Владимир Маяковский. Именно он в своих работах пренебрегал привычными устоями, традициями в поэзии и художественном искусстве. Подобное «хулиганство», стоит отметить, не могло не развить скрытый потенциал плакатного творчества. Так, например, Маяковский стал первым художником и поэтом, использовавшим в своих работах окказионализмы (авторские неологизмы), а также, конечно, юмор. К примеру:
Для салатов, соусов
и прочих ед
Лучше масла
не было и нет.
Кроме того, широчайшую известность приобрели творения Маяковского, придуманные для Моссельпрома. Вот одно из них:
Печенье не черствеет!
Питательнее, выгоднее булки!
Продает Моссельпром,
отделения в любом переулке!
В годы Великой Отечественной войны плакат сыграл свою положительную роль в борьбе против фашистских захватчиков. В этот период работали такие известные художники, как Б. Ефимов (считавшийся, кстати, личным врагом Гитлера), Кукрыниксы Л. Голованов, В. Иванов, В. Корецкий, А. Кокорекин, И. Тоидзе, Д. Шмаринов и проч.
Плакаты Советском союзе развивались по-разному. Первая половина минувшего века считалась апогеем развития политических плакатов, но вторая половина – афиш кино, рекламы, театра, выставок, санитарно-просветительских и производственных мероприятий.
В 1974 году решением секретариата ЦК КПСС было создано специализированное издательство «Плакат», которое стало тиражировать не только идеологизированные работы, но и плакаты по другим темам. Кроме того, издательство стало известным тем, что периодически устраивало Всесоюзные конкурсы на лучший политический плакат.
Интересны архетипы советских плакатов, существенно отличающихся от западных. Как замечает Л. Школьник, «улыбка характерна лишь для 15% женских лиц в советском плакате, в то время как в образцах западной рекламы эта доля составляет 60%».
Если западные рекламисты в производстве плакатов опирались (и опираются) на мотивационную психологию потребителей, используя даже фрейдистские теории о затаенных биологических и сексуальных комплексах, то, конечно, говорить то же самое об авторах советских плакатов не приходится.
Это совсем не означает то, что плакаты советского времени отличались малой выразительностью. Такие шедевры, как «Ты записался добровольцем?» (Д. Моор), «Родина-мать зовет» (И. Тоидзе), «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Дойдем до Берлина» (Л. Голованов) по степени воздействия на зрителя сопоставимы с великими образцами высокого искусства.
Рекламные плакаты Госстраха создавались с момента основания компании в октябре 1921 года, а распространялись они, за исключением единичных случаев, бесплатно.