Опубликовано в Истории

В 1967 году Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю и провести жестокий, но поучительный эксперимент.


Понедельник

В понедельник он прочитал детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась, и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

 

Вторник

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались, но подавляющее большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

 

Среда

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, даже директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

 

Четверг

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня… мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

 

Пятница

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

 

Тогда он обратился к ученикам: «Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь». После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

 

Итог

 

Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Опубликовано в Истории

1. Рим был самым крупным городом в мире

К 1 году нашей эры Рим, чье население составляло где-то между 800 000 и 1 миллионом жителей, был самым крупным и могущественным городом мира. Большая часть из того, что мы знаем о цивилизации этой древней эпохи, известна нам по истории, записанной во время римского правления.

 

2. Население Земли насчитывало около 231 миллиона людей

Практически невозможно узнать точную цифру, но по некоторым оценкам, население Земли составляло около 200 миллионов людей. Наиболее населенными областями были общины, основанные около рек Ганг, Тигр, Янцзы, Нил и По.

 

3. Было распространено раннее замужество

Еврейские девушки, к примеру, выходили замуж, когда им исполнялось 12,5 лет. В те времена, брак заключали в два этапа. Формальная помолвка согласовывалась между мужем и отцом девочки. Через несколько месяцев, девочка переезжала в дом мужа. Только после переезда брак считался официальным.

 

4. У женщин вовсе не было или были, но очень ограниченные юридические и экономические права

Женщина редко была экономически независима. Заработки женщины переходили непосредственно ее отцу или мужу, в зависимости от ее семейного положения. Юридически женщины не имели права подать на развод, в то время как мужчины могли распорядится об отказе от жены. С другой стороны мужчина должен был быть уверен в том, что сможет выкупить свою жену в случае, если он окажется в плену.

 

5. Перепись Китая во втором веке насчитывает 57 671 400 людей

Считающаяся древнейшей из сохранившихся в мире перепись населения, сделанная династией Хань, была нацелена на то, чтобы подсчитать своих людей для того, чтобы определить доходы и военную мощь в каждом регионе. И даже в первом веке, на долю Китая приходилась огромная часть общего населения земного шара.

 

6. Первые торговые аппараты продавали священную воду

Торговые аппараты были изобретены в первом веке нашей эры в городе Александрия. Однако, жители этого города покупали не чипсы и газированную воду, а священную воду. Когда монетка попадала в щель, ее вес вытягивал пробку из крана, и аппарат подавал священную воду.

 

7. Люди начали осваивать современные книги

До первого века, большая часть из того, что было написано, можно было найти на свитках пергамента. Но с началом первого века, зародилась практика нанизывания деревянных табличек в кодекс. Будучи предшественником книги, кодекс стал популярным, как только он был использован для того, чтобы переписать Библию, что и сделала новая религиозная группа – христиане.

 

8. Экономика города и страны была совершенно разной

Конечно, до сих пор существуют различия в ценах между городскими и сельскими областями, но такая разница не сравниться с той, что была в первом веке. Например, фрукты были в 3-6 раз дороже в Иерусалиме, чем в окружающей его сельской местности. Домашний скот также был дороже в городе, а голуби для жертвоприношения продавались с большой выгодой.

 

9. Вы могли работать погонщиком верблюдов, организатором соревнований голубей или собирателем собачьего навоза

В первом веке были довольно странные виды работ. Перечень профессий, на которые большая часть населения смотрели с презрением, включал в себя работу пастуха, мясника и врача.

 

10. После работы мужчины проводили время в общественных банях

Общественные бани были основной частью римской культуры и повседневной жизни. К концу рабочего дня мужчины всех возрастов и социальных классов собирались в местных банях для того, чтобы обсудить дела и расслабится. Также на территории, где располагались бани, были площадки для спорта и покупки продуктов.

 

11. Гладиаторы были кем-то вроде нынешних кинозвезд

Несмотря на крайнюю жестокость, гладиаторские бои были популярной формой общественного развлечения в первом веке в Риме. Несмотря на то, что многие гладиаторы были преступниками, рабами или пленными, успешные участники завоевывали большую славу и богатство.

 

12. Вместо футбола люди посещали гонки на колесницах

Как и в случае с гладиаторскими боями, гонки на колесницах были опасным и кровавым спортом, который часто приводил к смерти наездника или лошади. Однако, все это делало состязание еще более популярным. Так, на одном из древнейших стадионов в Риме — Большом цирке, собиралось около 200 000 фанатов гонок на колеснице.

 

13. Уже тогда существовал терроризм

Террористы ранних времен — сикарии или как их еще называли “кинжальщики” были экстремистской группой, которые выступали против римского руководства над евреями и хотели вернуть Иерусалим.

 

14. В моде были туники и тоги

Большинство мужчин и женщин в Древнем Риме носили туники, которые они завязывали поясом на талии. Длина и дизайн туники определяли социальный статус человека. Принадлежавшие к элите римляне носили длинные туники в полоску, в то время как рабы и рабочие носили туники, которые были выше колена для того, чтобы одежда не стесняла движения. Только мужчинам разрешалось носить тоги, которые драпировались вокруг тела поверх туники.

 

15. Детская смертность была очень высока

 

В первом веке, только 75 процентов детей доживали до года, а половина всех детей умирала до 10 лет. Именно отец решал оставлять ли новорожденного ребенка в доме. Если ребенок имел изъяны, или семья не могла содержать ребенка, его оставляли на улице, где кто-то другой мог подобрать его в качестве раба или слуги.

Опубликовано в Истории

Первый немецкий военнослужащий, погибший во Второй мировой войне, был убит японцами (Китай, 1937), первый американский военнослужащий был убит русскими (Финляндия, 1940), самый высокопоставленный убитый американец - генерал-лейтенант Лесли Макнейр - убит случайно, во время налета своих же ВВС.

Самым молодым военнослужащим США был 12-летний Кэлвин Грэм. Он был ранен и уволен за ложь о своем возрасте. (Его привилегии впоследствии восстановлены актом конгресса).

Во время нападения на Перл-Харбор, эмблемой одного из подразделений ВМС США была свастика.

Частный поезд Гитлера назывался «Америка».

Не было такого понятия, как средний летчик-истребитель. Летчик был либо ас, либо цель для врага. Японский ас Хироюши Нисидзава сбил более 80 самолетов. Он погиб, когда летел в качестве пассажира на транспортном самолете.

Когда союзные войска достигли реки Рейн в Германии, первое, что они сделали – это помочились в нее. Это делали все, от солдата до Уинстона Черчилля (который сделал из этого процесса шоу) и генерала Джорджа Паттона (который сфотографировался при этом).

Немецкие бомбардировщики Me-264 были способны бомбить Нью-Йорк, но немцы посчитали это нецелесообразным.

Немецкая подводная лодка U-120 затонула из-за неисправного туалета (гальюна).

В числе первых «немцев», захваченных в Нормандии, было несколько корейцев. Они были вынуждены сражаться за японскую армию, пока не были захвачены русскими, а затем воевали на стороне русской армии, пока не были захвачены немцами и в дальнейшем вынуждены были сражаться за немецкую армию, пока не были захвачены в плен армией США.

После массированных бомбардировок 35 000 американских и канадских солдат ворвались на остров Киска (Алеутская гряда). Двадцать один солдат был убит при беспорядочной стрельбе. Между тем японские солдаты покинули остров за 2 недели до высадки союзников.

Русские уничтожили более 500 немецких самолетов, тараня их в воздухе.

В сухопутных частях США было больше судов, чем в ВМС США. В ВВС Германии насчитывалось 22 стрелковых дивизии, 2 подразделения бронетехники.

Когда армия США высадились в Северной Африке, среди оборудования, доставленного на берег, было 3 комплекта заводов Coca-Cola.

Один из японских методов уничтожения танков - поднести вручную большой артиллерийский снаряд и ударить о танк. «Отсутствие оружия не является оправданием поражения», - сказал генерал-лейтенант Мутагучи.

Пилот безоружного американского самолета-разведчика увидел аналогичный немецкий самолет. Он и его второй пилот открыли огонь из пистолетов и повредили немецкий самолет настолько, что тому пришлось совершить вынужденную посадку. Американцы приземлились и взяли немцев в плен. Неизвестно, где они их разместили, ведь на самолете было только 2 места.

Большую часть личного состава «Ваффен СС» составляли не немцы.

Единственное государство, которому Германия объявила войну - США.

Физика Нильса Бора вывезли последний момент из оккупированной немцами Дании. Пока бойцы датского сопротивления прикрывали его отход, он выбежал через заднюю дверь своего дома, остановившись на мгновение, чтобы захватить бутылку от пива с драгоценной «тяжелой водой». Он достиг Англии, не выпуская из рук бутылку, в которой, увы, было всего лишь пиво. Кто-то по ошибке выпил «тяжелую воду».

С Советской Армией сражались 85 процентов немецко-фашистских войск, и немцы были практически побеждены до того, как западные союзники, наконец, решили открыть второй фронт.

 

Русские военнопленные умело саботировали немецкое производство, на котором они были вынуждены работать. Например, они собирали танки, которые проходили все проверки, но ломалась в полевых условиях.

Опубликовано в Истории

Однажды Наполеон Бонапарт во время проверки караулов обнаружил спящего на посту часового. По уставу и законам военного времени часовой должен был бы предстать перед судом и расстрелян, ибо нет пощады солдату, который, постыдно заснув на посту, ставит под угрозу жизнь своих товарищей. Но Наполеон принял неожиданное решение: подняв ружье спящего часового, вскинул его себе на плечо и занял оставленный утомленным солдатом пост. Прибывший через некоторое время со сменой сержант увидел, что часовой спит, а император стоит на посту.

Говорят, что после этого случая, о котором узнали все солдаты, они готовы были идти в бой с ним и умирать за него с небывалой смелостью и отвагой.

Страница:
Страница 10 из 51

НАШ МАГАЗИН

Пользователь

Мы вконтакте