По мнению многих исследований, египетский Сфинкс скрывает даже больше загадок чем Великие пирамиды. Никто достоверно не знает когда и для каких целей была построена эта гигантская скульптура…
Исчезающий Сфинкс.
Принято считать, что Сфинкс был воздвигнут во время строительства пирамиды Хефрена. Однако в древних папирусах, относящихся к постройке Великих пирамид о нем нет никаких упоминаний. Более того, мы знаем, что древние египтяне дотошно записывали все расходы, связанные со строительством культовых сооружений, но хозяйственных документов, относящихся к сооружению Сфинкса так и не найдено.
В V веке до н. э. пирамиды Гизы посетил Геродот, который в подробностях описал все детали их строительства. Он записал «все что видел и слышал в Египте», но о Сфинксе не обмолвился ни словом.
До Геродота в Египте побывал Гекатей Милетский, после него – Страбон. Их записи обстоятельны, но о Сфинксе и там нет никаких упоминаний. Могли ли греки не заметить скульптуру 20 метров высотой и 57 метров шириной?
Ответ на эту загадку можно найти в труде римского натуралиста Плиния Старшего «Естественная история», который упоминает, что в его время (I век н. э.) Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. И действительно, Сфинкса регулярно «высвобождали» от песчаных наносов вплоть до XX века.
Древнее пирамид.
Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее.
Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил – камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки.
Позднее японцев сменила команда гидрологов – их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды. Первое предположение, которое появилось в прессе – русло Нила в древности проходило в другом месте и омывало скалу, из которой вытесали Сфинкса.
Догадки гидрологов еще смелее: «Эрозия это скорее следы не Нила, а потопа – могучего разлива воды». Ученые пришли к заключению, что поток воды шел с севера на юг, а приблизительная дата катастрофы – 8 тыс. лет до н. э.
Британские ученые, повторив гидрологические исследования породы, из которой сделан Сфинкс, отодвинули дату потопа до 12 тыс. лет до н. э. Это в целом согласуется с датировкой Всемирного потопа, который, по мнению большинства ученых, произошел около 8-10 тыс. до н. э.
Чем болен Сфинкс?
Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек.
Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты. Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей.
В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись – 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО. Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение.
В результате комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины – это создает угрозу быстрой эрозии. Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии.
По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен.
Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.
Загадочное лицо.
Среди большинства египтологов существует твердое убеждение, что во внешности Сфинкса запечатлено лицо фараона IV династии Хефрена. Эту уверенность ничем нельзя поколебать – ни отсутствием каких-либо свидетельств о связи скульптуры и фараона, ни тем, что голову Сфинкса неоднократно переделывали.
В том, что в лице Сфинкса проглядывает сам фараон Хефрен убежден известный специалист по монументам Гизы доктор И. Эдвардс. «Хотя лицо Сфинкса несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена», – заключает ученый.
Интересно, что тело самого Хефрена так и не было обнаружено, а поэтому для сравнения Сфинкса и фараона используют статуи. В первую очередь речь идет о скульптуре высеченной из черного диорита, которая хранится в Каирском музее – именно по ней сверяют облик Сфинкса.
Чтобы подтвердить или опровергнуть идентификацию Сфинкса с Хефреном группа независимых исследователей подключила к делу известного нью-йоркского полицейского Франка Доминго, который создавал портреты для опознавания подозреваемых.
Через несколько месяцев работы Доминго заключил: «Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции – и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре – убеждают меня в том, что Сфинкс – это не Хефрен».
Мать страха
Египетский археолог Рудван Аш-Шамаа полагает, что у Сфинкса существует пара женского пола и скрывается она под толщей песка. Большого Сфинкса часто называют «Отцом страха». По мнению археолога, если есть «Отец страха», то должна быть и «Мать страха».
В своих рассуждениях Аш-Шамаа опирается на образ мышления древних египтян, которые твердо следовали принципу симметрии. На его взгляд, одинокая фигура Сфинкса выглядит очень странно.
Поверхность того места, где по предположению ученого должна находиться вторая скульптура, возвышается над Сфинксом на несколько метров. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – убежден Аш-Шамаа.
В поддержку своей теории археолог приводит несколько аргументов. Аш-Шамаа напоминает, что между передними лапами Сфинкса расположена гранитная стела, на которой изображены две статуи; есть также известняковая табличка, в которой говорится что в одну из статуй ударила молния и разрушила ее.
Тайная комната.
В одном из древнеегипетских трактатов от имени богини Исиды сообщается, что бог Тот поместил в тайное место «священные книги», которые содержат в себе «секреты Осириса», а затем навел на это место чары, чтобы знания оставались «неоткрытыми до тех пор, пока Небо не родит существ, которые будут достойны этого дара».
Некоторые исследователи и сегодня уверены в существовании «тайной комнаты». Они вспоминают, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте под правой лапой Сфинкса будет найдена комната, названная «Залом Свидетельств» или «Залом Летописей». Информация, сохраненная в «тайной комнате» поведает человечеству о высокоразвитой цивилизации, существовавшей миллионы лет назад.
В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость. Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили.
Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.
- Смотрите, – сказал фараон жрецам, – внизу длинные шеренги закованных в цепи рабов несут по одному камню. Их охраняет множество солдат. Чем больше рабов, тем лучше для государства – так мы всегда считали. Но, чем больше рабов, тем более приходится опасаться их бунта. Мы усиливаем охрану. Мы вынуждены хорошо кормить своих рабов, иначе они не смогут выполнять тяжёлую физическую работу. Но они всё равно, ленивы и склонны к бунтарству...
– Смотрите, как медленно они двигаются, а обленившаяся стража не погоняет их плетьми и не бьёт, даже здоровых и сильных рабов. Но, они будут двигаться гораздо быстрее. Им будет не нужна стража. Стражники тоже превратятся в рабов. Пусть сегодня, перед закатом, глашатаи разнесут указ фараона, в котором будет сказано: «С рассветом нового дня, всем рабам даруется полная свобода. За каждый камень, доставленный в город, свободный человек будет получать одну монету. Монеты можно обменять на еду, одежду, жилище, дворец в городе и сам город. Отныне вы – свободные люди». ... Утром следующего дня жрецы и фараон вновь поднялись на площадку искусственной горы. Картина, представшая их взорам, поражала воображение. Тысячи людей, бывших рабов, наперегонки тащили те же камни, что и раньше. Обливаясь потом, многие несли по два камня. Другие, у которых было по одному, бежали, поднимая пыль. Некоторые охранники тоже тащили камни. Люди, посчитавшие себя свободными, ведь с них сняли кандалы, стремились получить, как можно больше вожделенных монет, чтобы построить свою счастливую жизнь.
Кратий ещё несколько месяцев провёл на своей площадке, с удовлетворением наблюдая за происходящим внизу. А изменения были колоссальными. Часть рабов объединилась в небольшие группы, соорудили тележки и, доверху нагрузив камнями, обливаясь потом, толкали эти тележки. – Они еще много приспособлений выдумают, – с удовлетворением думал про себя Кратий, – вот уже и услуги внутренние появились - доставка воды и пищи... Скоро выберут себе начальников, судей. Пусть выбирают: они ведь считают себя свободными, а суть не изменилась, ведь они, по-прежнему, таскают камни...
В 1898 году в Египте рядом с пирамидой Саккары был обнаружен необычный артефакт - "Саккарская птица", и сразу стал объектом многочисленных горячих дебатов.
Дело в том, что эта маленькая фигурка сделана из дерева и по оценкам учёных имеет возраст 2200 лет. Её форма при этом, хотя и напоминает форму птицы, гораздо больше соответствует аэродинамическим контурам современных самолётов. Более того, иероглифы на фигурке означают «Подарок Амона», а три папируса, найденных рядом с ней, упоминают фразу «Я хочу летать».
Все эти детали убедили Калила Мессиа, который нашёл фигурку в 1898 году, в том, что древние египтяне сделали эту модель самолёта по мотивам некоего летающего аппарата, который они либо построили, либо где-то увидели. Он заявил, что Саккарская птичка обладает аэродинамическими качествами, и единственной деталью, которой не хватает фигурке – это хвостового оперения со стабилизаторами, с которыми она скорее всего взлетит. Для того чтобы подтвердить свою теорию, Мессиа построил модель из древесины бальсы с добавленным хвостовым оперением, и она действительно полетела. В 2006 году эксперт в области авиации и аэродинамики Саймон Сандерс также построил реплику Саккарской птички и протестировал её в аэродинамической трубе, но без хвоста. Испытания показали, что птичка может поднять в воздух в четыре раза больше веса, чем весит сама. Так как же древние египтяне смогли создать модель летательного аппарата?
1. Фараоны никогда не позволяли окружающим видеть свои волосы. Они постоянно носили корону корону или головной платок "немез" (это полосатая накидка на всемирно известной маске фараона Тутанхамона).
2. Египетский фараон Пепи II не любил мух. Поэтому рядом с ним постоянно находились несколько рабов, намазанных медом. И мухи сыты, и фараон доволен. Мнение рабов никого не интересовало.
3. В древнем Египте макияж носили не только женщины, но и мужчины. Краска для глаз была, как правило, зеленой (изготовлялась из меди) или черной (изготовлялась из свинца). Египтяне верили, что макияж обладает целебными свойствами. Изначально макияж в Египте использовался как защита от солнечных лучей и опасных насекомых.
4. Использование антибиотиков началось в 20-м веке, но в народной медицине древнего Египта заплесневевшие продукты питания (например, хлеб с плесенью) или просто почва с плесенью применялись для лечения инфекционных заболеваний еще 4 тысячи лет назад.
5. В древнем Египте дети вообще не носили никакой одежды до наступления подросткового возраста. Теплый климат делал одежду не нужной. Взрослые мужчины носили юбки, а женщины - платья.
6. Богатые египтяне носили парики, волосы египтян низших сословий были длинными и иногда заплетенными в косы. Детям до 12 лет головы брили, из волос на голове оставалась одна единственная коса. С детьми так поступали с одной единственной целью - чтобы у них вши и блохи не заводились.
7. Неизвестно, кто отбил Сфинксу нос. Существует изображение Сфинкса без носа, датированное 1737 годом - за 60 лет до того, как в Египте высадился Наполеон, просвещенные солдаты которого упражнялись на Сфинксе в стрельбе из пушек. Достоверно известно имя лишь одного человека, нанесшего вред Сфинксу - исламский клерик Саим-аль-Дахр, за что его и повесили в 1378 году.
8. Древние Египтяне верили, что земля плоская и круглая, а Нил течет через ее центр.
9. Солдаты древнего Египта выполняли функции внутренних полицейских войск, а так же собирали налоги для фараона.
10. В каждом храме древнего Египта отводилось специальное место для фараона, откуда тот мог вести службу. Но фараона на все храмы, естественно, не хватало, поэтому свято место занимал верховный жрец храма.
11. Первая пирамида (ступенчатая пирамида фараона Джосера, построенная около 2600 года до н.э.) изначально была обнесена стеной высотой 10 метров. В стене было 15 дверей, и только одна из них открывалась.
12. Женщины и мужчины в древнем Египте были равны перед законом, и на равных участвовали в экономической жизни страны. Но на социальной лестнице мужчины стояли гораздо выше женщин.
13. Найденные останки свидетельствуют, что строители великих пирамид Гизы были свободными египтянами, постоянно работающими на фараона, а не рабами. Они получали качественную медицинскую помощь, переломы тщательно залечивались. Судя по оставленным строителями "граффити", некоторые из строителей гордились, что участвуют в великом деле. Бригады рабочих имели названия, наподобие "друзья Хуфу" или "пьяницы Менкаура" (Хуфу и Менкаур - имена фараонов, для которых строились самые большие гробницы). В эпоху Древнего царства, когда строились великие пирамиды, вся жизнь страны была подчинена одной цели - построить достойную гробницу для ныне живущего фараона. Когда фараон умирал - начиналось строительство новой пирамиды. Вскоре экономика Египта не выдержала и Древне царство прекратило свое существование.
14. Отличительная особенность культуры древнего Египта - сложные, многоходовые погребальные ритуалы, важнейшей частью которых являлась мумификация тела умершего. Мозг доставался из головы через ноздрю. Все внутренние органы удалялись из тела и раскладывались по отдельности в специальные кувшины. Одно лишь сердце оставлялось на своем месте, так как египтяне верили, что в сердце живет душа человека, а ее от тела отдалять нельзя. Наборы инструментов, использовавшиеся при мумификации выглядят очень зловеще и изготовлены с большим знанием дела.
15. Рамзес Великий - один из самых известных фараонов древнего Египта - официально имел 8 жен и около 100 наложниц. Умер он в возрасте примерно 90 лет. Суть в том, что целые поколения египтян жили в уверенности, что фараон бессмертен.
Мы вконтакте