Опубликовано в Истории

«Дора» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов.

 

Тип: Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система

 

Страна: Третий Рейх

Годы эксплуатации: 1941-1945

Разработан: 1934

Всего выпущено: 2

 

Масса, кг: 1350 тонн

Длина, мм: 47,3 м

Длина ствола, мм: 32,48 м

Ширина, мм: 7,1 м

Высота, мм: 11,6 м

 

Экипаж (расчёт), чел.: 250 человек для подготовки орудия за 54 часа и 2,500 дополнительного персонала. 2 батальона ПВО

 

Снаряд: 4,8 тонн фугасный; 7 тонн бетонобойный

Калибр, мм: 807 мм (31,5 дюйма)

 

Скорострельность, выстрелов/мин: 1 выстрел каждые 30—45 минут или до 14 выстрелов в день

Начальная скорость снаряда, м/с 820 м/с фугасный; 720 м/с бетонобойный

 

Прицельная дальность, м: до 39 км

Максимальная

 

дальность, м: 48 км 

Опубликовано в Истории

Судьбы десяти ликвидаторов Чернобыля, первыми вступивших в борьбу с огнем.

 

26 апреля 1986 г. произошел взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Огромное количество смертельно-опасных радиоактивных веществ оказалось в воздухе. Эта техногенная катастрофа считается крупнейшей в своем роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству жертв и пострадавших, так и по экономическому ущербу. Однако последствия аварии были бы еще более ужасающими, если бы не люди, которые самоотверженно вступили в борьбу с вырвавшейся стихией.

 

1. Владимир Правик.

 

Во время катастрофы ему было всего 23 года. За месяц до аварии у него родилась дочь.

В 01:33 по боевой тревоге были подняты караулы лейтенанта Владимира Правика в Чернобыле и лейтенанта Виктора Кибенка в Припяти.

Прибыв на место и увидев языки пламени, вырывавшиеся из-под крыши станции, Правик передал в эфир сигнал номер три – вызов на помощь всех дежурных караулов чернобыльских и киевских пожарных частей. В течение нескольких минут прибыли автомобили припятского караула под командованием Виктора Кибенка.

После оценки обстановки стало ясно, что пламя подходит к машинному залу, в котором содержится несколько тонн масла – то есть, грозит разрушить всю станцию и перебросить пожар в смежные энергоблоки. После этого Правик принял единственно верное решение – бросить все имеющиеся в его распоряжении силы на борьбу с пожаром. Задача была простой – продержаться до прибытия подкрепления, не допустить распространения огня.

 

Лейтенант Правик продержался и даже вышел из огня живым. Однако получил смертельную дозу радиации. Он был переправлен в Москву, в 6-ю клиническую больницу, однако прожил недолго. Владимир Правик скончался 11 мая, через два дня после праздника Победы. По свидетельствам очевидцев, кожа лейтенанта была убита на всю глубину.

Посмертно награжден званием Героя Советского Союза.

 

2. Виктор Кибенок

 

Потомственный пожарный. Вместе с Владимиром Правиком окончил Черкасское пожарно-техническое училище МВД СССР.

 

На момент пожара он был начальником караула СВПЧ-6 охраны города Припять. Прибыв на место, Кибенок возглавил разведку пожара. Верхняя отметка реакторного блока – 71,5 метра. Многочисленные языки огня – на всех восьми его уровнях и в машинном зале. Для получения смертельной дозы было достаточно проработать 20 минут. Приборы дозиметристов зашкаливали – они попросту не были рассчитаны на подобную дозу радиации.

Он, как и Владимир Правик, был переправлен в Москву. С уже смертельной дозой радиации в организме. Умер он в один день со своим другом – 11 мая. Посмертно награжден званием Героя СССР.

 

3. Леонид Телятников.

 

Родился в 1951 году в Казахстане.

Леонид Телятников был специалистом первого класса. В день аварии он был в отпуске – выйти на работу он должен был только с 28 апреля. И никто бы не упрекнул майора, если бы в ту ночь его бы не было на АЭС.

Непосредственный начальник пожарных расчетов, приписанных к ЧАЭС, он прибыл на место аварии вскоре после Правика и Кибенка и взял на себя командование. Был в первых рядах тушивших пожар.

Телятников дважды поднимался на крышу машинного зала и реакторного отделения, чтобы погасить пожар. Во второй раз спускался с трудом: от зашкалившей дозы облучения его шатало. Началась лучевая болезнь: тошнота и головокружение.

Леонид Телятников тогда выжил. Он получил Звезду Героя при жизни. Однако не носил ее на груди, не любил славы, не общался с прессой. Он умер от рака в 2004 году, когда страна была занята выборами, расколовшими ее на «бело-синих» и «оранжевых». Смерть Леонида Телятникова осталась незамеченной.

 

4. Василий Игнатенко

 

Родился 13 марта 1961 года в городском поселке Брагин в Беларуси. Был старшим сержантом, работал пожарным. Его жена Людмила была беременна. Дочь Наташа родилась после смерти отца, но прожила всего четыре часа – успела получить дозу радиации, когда жена навещала Василия в больнице.

«Среди ночи слышу какой-то шум. Выглянула в окно. Он увидел меня: «Закрой форточки и ложись спать. На станции пожар. Я скоро буду». Самого взрыва я не видела. Только пламя. Все, словно светилось... Все небо... Высокое пламя. Копоть. Жар страшный. А его все нет и нет. Копоть от того, что битум горел, крыша станции была залита битумом. Ходили, потом вспоминал, как по смоле. Сбивали пламя. Сбрасывали горящий графит ногами... Уехали они без брезентовых костюмов, как были в одних рубашках, так и уехали. Их не предупредили, их вызвали на обыкновенный пожар...», – вспоминает Людмила.

 

В ту ночь Василий вынес из огня Николая Ващука, Николая Титенко и Владимира Тишуру, когда те потеряли сознание из-за высокой радиации.

 

Людмила навещала мужа в московской больнице, где он лежал вместе со своими товарищами. Вспоминает: когда вошла, сидели на кровати, играли в карты. На муже была пижама на четыре размера меньше. Это уже потом начала отваливаться кожа, мясо отслаивалось от костей. Беременность Людмила скрывала – чтобы пропустили к мужу. «Я варила бульон из индюшки, на шесть человек. Шесть наших ребят... Пожарников... Из одной смены... Они все дежурили в ту ночь: Ващук, Кибенок, Титенок, Правик, Тищура. В магазине купила им всем зубную пасту, щетки, мыло. Ничего этого в больнице не было. Маленькие полотенца купила...», – вспоминает она. А потом муж не мог уже есть. Умер он 13 мая.

 

Похоронили его в Москве, на Митинском кладбище.

Посмертно награжден орденом Красного Знамени. В 2006 году Игнатенко получил звание Героя Украины.

 

5. Николай Ващук

 

Родился 5 июня 1959 года. Был командиром отделения 6-й самостоятельной военизированной пожарной части по охране города Припять. Сержант внутренней службы.

В ту ночь его отделение проложило пожарный рукав на кровлю атомной электростанции. Он работал на большой высоте, именно там, где был самый высокий уровень радиации. Благодаря его работе было остановлено распространение огня в сторону третьего энергоблока.

Он скончался 14 мая, в той же московской больнице, что и его товарищи. Похоронен рядом с ними на Митинском кладбище.

Герой Украины.

 

6. Николай Титенок

 

Пожарный 6-й самостоятельной военизированной пожарной части по охране города Припять, старший сержант внутренней службы.

Родился 5 декабря 1962 года в Киевской области, учился в мореходном училище. В ту ночь приступил к работе одним из первых – в 1 час 35 минут. Был на посту, пока хватало физических сил. Затем, как это говорилось, «выбыл из строя».

Он был в расчете Виктора Кибенка, которому досталось тушение огня в реакторе. В центральном реакторном зале было пять очагов огня. Их и тушили Кибенок, Ващук, Игнатенко и Титенок. Ему хватило получаса, чтобы начали проступать все симптомы лучевой болезни.

 

Он скончался вместе с товарищами: прожил дольше их, но ненадолго. Его не стало 16 мая. Сначала верил, как и остальные, что вернется домой.

Похоронен в Москве. Герой Украины.

 

7. Леонид Шаврей

 

Младший сержант военизированной пожарной части, старший пожарный. Прибыл в составе отряда Владимира Правика, в числе первых на автонасосе. В числе первых вместе с Петровским забрался на крышу машзала. Вместе с ним и Прищепой боролись с огнем до пяти утра. Зал был уже практически разрушен, плиты держались с трудом, ходить по ним было опасно.

 

Дежурил на крыше блока «В». Плохо пожарным стало почти сразу – они это списывали на высокую температуру и задымление. Никто не думал о радиации. Леонид даже снял каску – жарко было невыносимо. И даже когда Телятников пошел докладывать о происходящем и потерял сознание прямо в кабинете начальства, еще не грешили на радиацию. Только потом люди Правика, тушившие машзал, первыми начали выходить из строя – с помутнением сознания, тошнотой и рвотой.

 

Он выжил тогда. В Москву его, впрочем, не отвозили: вместе с братом Петром лечили в Киеве. 40-летний офицер Константин Стрельник откликнулся, услышав по радио объявление, что пострадавшим работникам ЧАЭС нужны доноры костного мозга. У него были хорошие анализы, и благодаря ему Леонид Шаврей выжил. Сам Стрельников тоже выжил, но пересадка костного мозга тяжело сказалась на нем – в 65 лет он перенес инсульт, потерял из-за гангрены обе ступни.

 

8. Иван Шаврей

 

Брат Леонида. Тогда ему было 30 лет и он был командиром второго отделения пожарного караула военизированной пожарной части Чернобыльской АЭС. Выжил.

По его свидетельствам, добрались они тогда до станции за 7 минут. Через третий энергоблок поднялись по лестнице бегом vk.com/vechnaya_slava на семьдесят один метр и стали на четвертом блоке по ряду «А». Но пожар уже перебрасывался на кровлю третьего энергоблока, и Правик дал команду сниматься на ряд «Б». На их место заступило отделение Кибенка.

 

Как и остальные, отбрасывал ногами горящие куски радиоактивного графита. Держался вместе с товарищами около часа. Потом пожарные начали сбрасывать кители от жары, у Игнатенко началась рвота. Удивился, когда узнал, что за ними приехала «скорая». Потерял сознание только в душевой, когда мылся после пожара.

 

9. Петр Шаврей

 

Инспектор пожарной части АЭС. Брат Петра и Леонида. При желании об истории этой семьи можно было бы написать трагическую книгу. Впрочем, после тушения пожара на АЭС выжили все три брата.

 

Когда Иван Шаврей тушил кровлю реакторного отделения, Петр и Леонид тушили машзал. Ивана увезли на «скорой» – он получил большую дозу, Петр и Леонид ушли сами. Пешком дошли до Припяти. Петр на своем новеньком, недавно купленном «Москвиче» отправился к родителям в село Белая Сорока, в Беларуси, сажать картошку. Леонид тоже уехал на огород – но к теще, в село Стечанка. Когда людей начали готовить к отправке в Москву, братья попросту сбежали – огородные заботы показались важнее. Как говорит Петр, спас их Бог – из 13 человек, лечившихся в Москве, погибли 11. Их лечили по методике доктора Гейла, которая оказалась ошибочной. Тем, кто лечился в Киеве, повезло больше.

 

10. Александр Лелеченко

 

Замначальника смены электрического цеха. На момент аварии ему было 47 лет.

 

…Если бы на ЧАЭС произошел взрыв водорода, взрывом накрыло бы Минск. Лелеченко был хорошим специалистом и знал, что делать. Он не пускал молодых ребят в электролизную, ходил сам – три раза. Именно он откачал водород от корпусов генераторов, предотвратив водородный взрыв.

Получил несовместимую с жизнью дозу радиации. Умер 7 мая в Киеве. Герой Украины.

 

Отметим, что всего тех, кто первым прибыл на тушение пожара, было 28 человек. Вот их имена: Владимир Правик, Виктор Кибенок, Леонид Телятников, Николай Ващук, Василий Игнатенко, Владимир Тишура, Николай Титенок, Борис Алишаев, Иван Бутрименко, Михаил Головненко, Анатолий Хахаров, Степан Комар, Андрей Король, Михаил Крысько, Виктор Легун, Сергей Легун, Анатолий Найдюк, Николай Нечипоренко, Владимир Палачега, Александр Петровский, Петр Пивоваров, Андрей Половинкин, Владимир Александрович Прищепа, Владимир Иванович Прищепа, Николай Руденюк, Григорий Хмель, Иван Шаврей, Леонид Шаврей.

 

 

Подвиг героев-чернобыльцев всегда будет служить для российских пожарных примером мужества, высочайшего профессионализма и верности своему долгу.

Опубликовано в Истории

Величие римлян.

Римский орел простер свои крылья над обширнейшими территориями — от туманной Британии до жарких пустынь Африки. За тысячи лет до Европейского союза он уже существовал, причем не на карте, а на самом деле — все было подчинено Риму. Единая финансовая система, со скрипом введенная в ЕС, имеет под собой отлично работающий древнеримский прототип. Для международного общения существовала латынь, которая послужила основой практически для всех европейских языков. До сих пор этот мертвый язык канувшей в лету цивилизации используется в научных фугах для создания единого смыслового поля.

 

Местное самоуправление и делопроизводство, равно как и ведение юридической и торговой документации, было стандартизировано, а значит, наиболее эффективно. Вся современная гражданская юриспруденция имеет в своей основе именно римское право!

 

Римская армия, ставшая решающим фактором в становлении могущества своего государства, на тысячи лет вперед предопределила тактическое формирование войск — вплоть до появления ракетных войск все армии мира строились по манипулярному принципу римлян (с основной тактической единицей в виде батальона). Умели римляне и строить. Один из самых впечатляющих памятников погибшей империи -мост через реку Гар, построенный древнеримскими инженерами двадцать веков назад. Трехъярусная конструкция высотой с 16-этажный дом соединяла два берега реки, но не по прямой линии, а с некоторым изгибом. Сделано это было с тем расчетом, чтобы сезонные паводки не разрушили сооружение.

Поразительно, но до последнего времени по мосту, сработанному еще рабами Рима, сохранялось автомобильное движение!

Впрочем, это будет не так удивительно, если вспомнить, что некоторые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Невозможно даже представить, что современную дорогу можно будет использовать без ремонта не две тысячи, а хотя бы 20 лет.

 

Дороги, дороги…

Империя не могла существовать без дорог, поэтому, образно говоря, римляне, строя дороги, строили империю. За строительство отвечало специальное ведомство во главе с прокуратором — Quattuorviri viarum curandarum. Общая протяженность дорог в Римской империи составляла от 250 000 до 300 000 километров. В Российской империи 1913 го-да’дорог (в подавляющем большинстве фунтовых) в общей сложности было 50 000 километров, тогда как у римлян только 90 000 километров были с твердым покрытием. Причем в самой Италии протяженность магистралей равнялась всего 14000-весь остальной километраж приходился на провинции.

 

Римские дорожные строители практически ничем не отличались от современных коллег, разве что у них не было бульдозеров, самосвалов и экскаваторов; поэтому все делать приходилось вручную. Технология постройки дорожного полотна сейчас практически копирует древнеримскую: вначале, как и сейчас, вырывалась траншея примерно метровой глубины. Если грунт был неплотным, в дно канавы вбивали деревянные сваи, а стенки укрепляли каменными плитами. Затем клали то, что сегодня называется дорожной подушкой — слой крупного камня, потом камня помельче, песка, опять камня, извести, черепичного порошка и, наконец, каменные плиты. Располагались они, кстати, с небольшим склоном к обочинам, чтобы дождевая вода стекала в боковые дренажные канавы.

Рельеф местности древнеримские строители старались не повторять — для чего дорогам великой империи вилять, как маркитанской лодке? Если впереди была впадина, через нее перекидывали мост, если скала — в ней прорубался тоннель. О характере римлян можно судить, взглянув на тоннель неподалеку от Неаполя -в длину он достигает 1300 мефов.

 

Города.

Практически все крупные современные города Европы были основаны римлянами: Париж, Лондон, Будапешт, Вена, Белград, Орлеан, София, Милан, Турин, Берн… В Римской империи насчитывалось около 1800 городов, тогда как в Российской империи начала XX века, при гораздо большей территории, — около 700.

Не меньше потрясают воображение достижения по градостроительству древних римлян. Население Рима на пике могущества империи составляло миллион человек. В европейских городах на такой уровень урбанизации человечество вышло только к началу XX века.

 

Чтобы обеспечивать жизнедеятельность такого количества горожан, нужна была вода. Имперские акведуки были настоящим технологическим чудом даже по современным стандартам — например, для того чтобы обеспечить водой Рим, была построена система каналов длиной 90 километров. Подобного водопровода Европа не увидит еще тысячи лет.

Канализация (знаменитая клоака Максима), без которой немыслим ни один современный город, также впервые была построена в Риме еще в VII-VI веках до нашей эры.

В римских городах также была реализована система стока дождевой воды, причем она настолько эффективна, что в настоящее время проходит испытания в Нидерландах для внедрения в современных городах.

 

Падение титана.

Но почему же такая мощная империя пала от рук неграмотных варваров? Гипотез на эту тему уже было высказано предостаточно, поэтому остановимся лишь на самых популярных.

Одна из самых забавных — «свинцовая». Дескать, свинцовые трубы, по которым разводилась вода в Риме, а также свинцовая посуда, из которой ели римляне, постепенно отравили горожан. Здесь нужно только упомянуть, что кальций, содержащийся в горной воде, постепенно покрыл стены труб наростом, который предотвратил бы гипотетическое отравление свинцом.

 

Аналогичная версия от «зеленых» — «асбестовая». Мол, асбестовые скатерти, которыми пользовались горожане, постепенно отравили их. Правда, неясно, каким образом асбест мог отравить бедняков, которые эти скатерти даже не видели.

 

И, наконец, одна из самых правдоподобных версий: после окончания завоевательных войн иссяк поток рабов в метрополию, что вызвало спад в сельском хозяйстве и, как следствие, упадок всего государства. Но, впрочем, пусть каждый из вас сам выберет ту версию, которая покажется наиболее верной.

Опубликовано в Истории

Отто фон Бисмарк: «Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины... Необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди национальной элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Всё остальное — дело времени».

 

Князь Отто фон Бисмарк, призванный в 1862 году королём Вильгельмом I на пост министра-президента Пруссии, спустя 9 лет получил практически неограниченную власть на посту имперского канцлера. Но задолго до этого, с 1859 по 1862 гг., фон Бисмарк был послом Германии в России, поэтому русских он знал неплохо и, будучи талантливым человеком, понимал, в чём сила русских и в чём их слабость. Бисмарк понимал также, что оружием русских не победить, а потому при планировании стратегии Германии канцлер много сил уделял идеологической войне.

 

Фактически именно он, Отто фон Бисмарк, стоял за идеей создания Украины и признавал, что термин «Украина» ему весьма импонирует. На картах Бисмарка Украина простиралась от Саратова и Волгограда на северо-востоке до Махачкалы на юге. Программа украинизации была запушена Австро-Венгрией в конце XIX века, и в основе этого лежала переидентификация малороссов и Галицких русинов в так называемых «украинцев».

 

Кстати, ни у «умеренного» русофоба Тараса Шевченко, ни у «махровой» Леси Украинки нет таких терминов, как «украинец», «украинская нация», а есть славяне, малороссы, русины. Но планы фон Бисмарка стали реализовываться и, согласно переписи населения 1908 года, украинцами назвались уже до 1% жителей юго-запада России. В Германии «научно доказывалось», что русские — не славяне и даже не арийцы (хотя племена, из которых вышли германцы и славяне, так и называют — славяно-германскими племенами), а представители некоего монголо-финского племени, «манкруты». В 1898 г. в Германии была запущена идея создания «самостийной украинской нации» в рамках автономии на территории Австро-Венгрии.

 

В подконтрольной Вене печати вместо понятий «Русь», «руський» стали тиражироваться термины «Украина», «украинский» и т. д. В мемуарах генерала Гофмана в 1926 году можно прочитать: «Создание Украины не есть результат самодеятельности русского народа, а есть результат деятельности моей разведки».

 

А вот мнение французского консула Эмиля Эно (1918 г.): «Украина не имела никогда своей истории и национальной отличительности. Она создана немцами. Прогерманское правительство Скоропадского должно быть ликвидировано». Французскую сторону — союзника русских в 1-й Мировой войне — легко понять, потому что так называемая Украинская Народная Республика (УНР) фактически с момента своего создания стала служкой хозяина, Германии, в вопросах стратегического обеспечения немцев продовольствием и промышленным сырьём, а также местом дислокации вооружённых сил Германии и Австро-Венгрии.

 

Фон Бисмарк радел за свой немецкий народ и планировал Украину (окраину) как буферную территорию, ограду земель Австро-Венгрии и Германии от России, поскольку «русские прусских всегда бивали», хотя — на этом стоит заострить внимание — первыми в войны не ввязывались.

 

Поэтому-то украинский язык, искусственно созданный на основе русского, польского, венгерского и нескольких других языков, и получился столь «благозвучным». Так было задумано.

 

В общем, пресловутый «план Даллеса» был инициирован ещё Отто фон Бисмарком, хотя и в его времена здесь не было ничего принципиально нового: разбить племя (семью, народ) на уделы, стравливать их, всячески ослаблять, порабощать...

 

 

"Мы тогда Россию победим, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские". (с) А. Гитлер

Страница:
Страница 1 из 53

Пользователь

Создать аккаунт

Мы вконтакте