Этимология прекрасного. Ч2

Этимология прекрасного. Ч2


Искусство в современном понимании невозможно представить без кино. Сейчас даже трудно представить, как жили люди, когда у них не было возможности пойти на свидание в кинотеатр или раскрасить свой вечер добротным захватывающим фильмом. Если вспомнить самые первые фильмы в истории, то среди них вспоминается «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Представьте себе изумление и восхищенный ужас людей, которые никогда в жизни не видели кино, а тут вдруг на их глазах серая материя оживает, и на ней появляются движущиеся картинки. Именно благодаря своему свойству двигать недвижимое, и получил свое название этот вид искусства: от греческого κινηματος (кинематос – «движение») и γραφω (графо – «писать», «рисовать»). Дословно, кинематограф – это записанное движение.

Когда душа устает от динамичного искусства, сердце и разум требуют статичных объектов культуры. Отличное место для лицезрения экспонатов подобного рода – музей. Дословно переводя с греческого, музей значит «дом муз», и с этим поспорить трудно. В музей мы приходим, чтобы увидеть определенную экспозицию, которая, в свою очередь, заполучила свое название не из греческого, а из латинского языка: expositio – «выставление напоказ». Конечно, самостоятельно побродить по музею – дело приятное, но ничто не заменит хорошей и подробной экскурсии. Так вот слово «экскурсия» произошло от excursion – «прогулка».

Один из видов неподвижного искусства – живопись. В русском языке это слово появилось, скорее всего, благодаря иконописи. Принято говорить, что иконы не рисуют, а пишут. Процесс это кропотливый и требующий большой осторожности, четкости линий, иерархии символов и цветов. Живопись же предполагает включение эмоций художника и его, даже самого грубого, субъективного видения, то есть, выходит, что живопись — это экспрессивное, живое написание изображения.

Этимология прекрасного. Ч1