Опубликовано в Истории

Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

1. Плевальщики 
Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

2. Дегтекуры
На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

3. Ямщики и извозчики
Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. Среди уже извозчиков, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики» или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже, а такая поездка редко обходилась дороже рубля.

4. Коробейники
Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

5. Скоморохи
Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

6. Плакальщицы
Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

Опубликовано в Истории

В Средние века считалось, что именно 50 кг – максимальная грузоподъёмность метлы. Поэтому  вес ведьмы представлял весьма важный аргумент в сторону невиновности или наоборот.

Так же в ратуше города Онде-Ватер в Нидерландах для таких случаев существовали весы для “ведьм”. Они послужили образцом для создания подобных измерителей в Кельне, Минстере и других городах. Обвинение в связи с дьяволом снималось, если “ведьма” весила больше некоторой, заранее нанесенной на весовую шкалу величины. В Онде-Ватере кстати эта предельная величина была равна 49,5 килограмма (скорее всего ведьма могла потерять в весе, пока ее перевозили).

Опубликовано в Истории

Давным-давно французский писатель Франсуа Рабле нуждался в деньгах, чтобы добраться из Лиона в Париж. Недолго думая, он приготовил три пакетика с надписями «Яд для короля», «Яд для королевы» и «Яд для дофина»(дофин - наследник престола). Дальше он специально оставил их в гостиничном номере на видном месте. Узнав об этом, хозяин гостиницы тут же доложил куда следует. Рабле схватили и с конвоем доставили в столицу на суд прямо к королю Франциску I.

Оказалось, что в пакетах был сахар, который Рабле тут же и выпил со стаканом воды, как доказательство своей невиновности, а затем рассказал королю, с которым они были друзьями, историю с самого начала.

Опубликовано в Истории

Считается, что знак @ появился впервые в средневековых монастырях и использовали его для обозначения латинского предлога «ad» (в современном английском — «at»)
Вскоре знак стали использовать торговцы. К примеру, флорентийский купец Франческо Лапи обозначил «собакой» амфору — стандартную в те времена меру объёма, примерно равную 26-ти литрам.

Похожий на «собаку» символ был обнаружен в русских книгах XVI–XVII веков, в числе которых — Судебник Ивана Грозного, датируемый 1550-м годом.


В 1971-м году программист Рэй Томлинсон придумал современное использование символа, хотя массовой «собака» стала лишь в 1996-м году, когда появился сервис Hotmail.

Вообще названий у значка очень много, многие из них довольно необычны:

 - Русские называют символ «собака», иногда «обезьяна»

 - Итальянцы говорят «chiocciola» («улитка»)

 - в Греции его знают, как «παπακι» — «уточка»

 - в Японии — удзумаки «渦巻»(«водоворот»)

 - в Чехии и Словакии — «zavináč» («рулетик из сельди»)

 - на Тайване используют понятие «小老鼠» (произносится как «сяо лао шу») — «мышка»

 - в Израиле распространено название «שטרודל» — «штрудель»

 - а в Казахстане знак именуют «айқұлақ» — «ухо Луны».

Страница:
Страница 6 из 8

НАШ МАГАЗИН

Пользователь

Мы вконтакте