Опубликовано в Истории

Многие люди находятся во власти предрассудков, что не позволяет им развиваться и преодолевать трудности. Джордж Данциг, поступивший на докторскую программу в области математики, — яркий пример обратного. В 1939 году он утер нос многим маститым ученым того времени, при чем совершенно случайно.

Опоздав на урок, юноша подумал, что задачи, записанные на доске — домашнее задание. Изрядно попотев, Джордж все же смог его выполнить. Какого же было его удивление, когда "домашнее задание" оказалось двумя нерешенными проблемами статистики, которые остальные студенты даже не попытались решить, заранее думая о провале.

 

Опубликовано в Истории

На изображении портрет Роберта Нокса - скандального врача во время работы.

На дворе моросил дождь, был пасмурный ноябрь 1827 года. В дом эдинбургского врача Роберта Нокса осторожно постучались. На пороге, закутавшись в плащи и надвинув шляпы на самые глаза, стояли два незнакомца. Под их ногами лежал труп.

Двери Нокса всегда были открыты для гостей с мертвецами, ведь он преподавал анатомию в известной в Шотландии анатомической школе. Он придерживался "французской модели" обучения, которая подразумевала обеспечение каждого студента отдельным трупом. Студентов было много, поэтому материала для обучения хронически не хватало. Обычно препарировали тела преступников, но их поступало все меньше, поскольку в Великобритании продолжалось смягчение законов и смертная казнь становилась редкостью. С другой стороны, родственников умерших людей почти невозможно было уговорить на продажу или передачу трупа - религиозные чувства верующих были еще глубоки.

Тем временем посетители представились как Уильям Хэйр и Уильям Берк. За чашкой чая они любезно рассказали, что родственники умершего продали им труп, а они хотели бы не без выгоды его перепродать. Анатомическая школа испытывала острую нехватку в товаре и Нокс не стал задавать лишних вопросов. Быстро сторговались на значительной сумме — 7 фунтах и 10 шиллингах. Как выяснилось значительно позже, труп принадлежал безвременно почившему жильцу ночлежки "У Таннера". Владельцем же заведения был вышеназванный Уильям Хэйр. Последнему не удалось найти родственников покойника и он решил возместить неоплаченное проживание известным способом.

Хэйр и помогавший ему Берк догадались, что напали на золотую жилу — один труп принес сумму, которая могла быть выручена за неделю содержания ночлежки. В течение следующих 12 месяцев сговорчивый Роберт Нокс приобрел у Уильямов еще 16 мертвецов. Все они были направлены на благородное дело — обучение молодых анатомов и хирургов.

События шли взаимовыгодным чередом, пока однажды в полицию не обратились родственники пропавшего несколько дней назад пьянчуги. Следы привели сыщиков в ночлежку. Совсем немного смекалки понадобилось для того, чтобы воссоздать картину преступления — во время пьяного сна человек был придушен Берком и Хэйром. Еще они сознались, что отвезли труп к известному всему городу Ноксу, получив взамен внушительный гонорар.

Вина преступников в убийстве семнадцати человек была полностью доказана. Большое содействие судье оказал Хэйр, сразу же пошедший на сделку с правосудием. Это предоставило ему иммунитет от высшей меры наказания и поэтому повешен был только его сообщник.

А Роберт Нокс? Анатом был оправдан за отсутствием улик, указывавших на его непосредственное участие в убийствах. Тем не менее, с того дня его врачебная карьера пошла под откос. Пресса раструбила кошмарную историю на всю Британию. Испуганные и озлобленные жители Эдинбурга напали на дом анатома и выбили все окна. Коллеги вынудили Нокса закрыть преподаваемые им анатомические курсы и подать в отставку со всех постов. Он был вынужден перебраться в Лондон, где перебивался статьями в медицинских журналах и подрабатывал патологоанатомом. Злополучный Нокс умер в нужде и одиночестве в 1862 году.

 

Впрочем, деятельность Роберта Нокса косвенно способствовала развитию медицины. Описанная история, оставшаяся в истории как "Уэст–Портские убийства", послужила катализатором широкой общественной дискуссии. В результате в 1832 году британский парламент принял Анатомический акт, расширивший законные способы получения трупов для проведения анатомических занятий. Интересно, что закон до сих пор действует в Шотландии.

Опубликовано в Истории

Если верить сохранившимся описаниям того времени, то Ганс мог складывать, вычитать, умножать и делить числа, производить вычисления с дробями, определять точное время, даты в календаре и даже читать.

На все вопросы Ганс отвечал количеством ударов копытом по земле. Среди вопросов были и такие как: «Сколько будет 12 + 12?», «Если восьмой день месяца приходится на вторник, то каким днём по счёту будет следующая пятница?». Вопросы Гансу могли задаваться не только его хозяином - фон Остином в устной форме, но и в письменной.

Но скептики не дремали, и считали, что ответы дает не Ганс, а люди из толпы, и, особенно ее хозяин Вильгельм фон Остен. Ганс всего лишь замечает непроизвольную реакцию человека, проявляющиеся при решении задачи. Ведь очень давно известно, что чувства человека можно прочитать по непроизвольным движениям глаз, изменением размера зрачков, изменение частоты дыхания.

Профессор психологии Оскар Пфунгст начал свои исследования и стал тщательнейшим образом исследовать движения, которые совершает человек, задающий Гансу вопросы.

Стоило отгородить лошадь от людей даже простой простыней — лошадь мгновенно тупела, и врала на всех поставленных задачах. Убирали простыню — умнела вновь. В результате многочисленных опытов выяснилось, что на ответ влияют множество факторов: знает ли Ганс экзаменатора, насколько велико расстояние между человеком и лошадью, надеты ли на лошадь шоры. Умный Ганс успешно примечал едва заметную мимику, напряженность позы, и даже биение вены на шее экзаменатора. Если экспериментатор сам знал ответ, конь отвечает правильно в 98% случаев, если же ответ неизвестен самому задающему — правильными ответами были не более 10%.

Разгадка была найдена и научное сообщество было так оскорбленно тем, что его одурачила лошадь, что прекратило все эксперименты, связанные с поисками разума у животных. Во многих университетах до сих пор приводят случай с конем по имени Ганс, как карикатурный пример научного мошенничества.

Этот умный конь понимал поведение людей так хорошо, что смог некоторое время казаться равным человеку.

Опубликовано в Истории

Идея 25-го кадра изначально была связана с кинематографом. Как известно, эффект кино возникает в результате движения фотографических кадров, спроецированных на экран. Исторически сложилось так, что в мировом кинематографе была принята стандартная частота съемки и проекции, составляющая 24 кадра в секунду (хотя существуют и другие, менее распространенные частоты), потому что, таким образом, движение на экране стало восприниматься как непрерывное, а не прерывистое (в старом же, немом кино, снятом со скоростью 16 кадров в секунду, на экране явно заметны резкие переходы кадров из одного в другой). Так вот, идея состояла в том, что если кинопленку двигать со скоростью чуть быстрее – 25 кадров в секунду, и если в каждом 25-м кадре поместить какую-либо картинку (например, бутылку пива) или текст («ешь ананасы»), то зритель этот кадр не заметит, но при этом получит команду, которая вызовет у него желание купить или сделать то, что ему внушили (скажем, выпить пива и закусить ананасом).

Другими словами, теория 25-го кадра состоит в том, что человеческое зрение, якобы, способно различать не более 24 кадров в секунду (т.е. мерцание с частотой 24 Герц – порог зрительной чувствительности, выше которого человеческий глаз уже не замечает скачкообразных переходов между кадрами, а видит плавное движение), поэтому 25-й кадр со скрытой в нем информацией незаметно для человека, минуя сознание проникает прямиком в подсознание. Таким образом, зритель подвергается манипуляции и получает скрытое внушение. Такова, вкратце, теория 25-го кадра от ее создателей.

Виновник появления теории – американский консультант по рекламе Джеймс Вайкери - заявил, что провел в кинотеатре города Форт Ли, Нью-Джерси следующий эксперимент. Летом 1957 года при показе триллера «Пикник» на протяжении шести недель 50 тысячам зрителей при помощи дополнительного кинопроектора (тахистоскопа) демонстрировали кадры со скрытой рекламой: «Coca-Cola» и «Ешьте поп-корн». В результате в буфете театра продажи Кока-Колы возросли на 17%, а поп-корна – на 50%. Так утверждал Вайкери.

Надо сказать, что ни о каком воздействии на подсознание Вайкери не говорил, а просто предложил альтернативный ускоренный способ рекламы – дескать, и зритель не будет раздражен от долгого просмотра, и эффект будет тот же. Демонизировать же теорию стали, как всегда, журналисты. Именно они запустили утку с подсознанием, и теория стала набирать обороты.

Конечно, теория скрытого манипулирования выглядела заманчиво, поэтому ею заинтересовались и эксплуатировали все, кому не лень. Стали появляться новые версии о том, что кадр можно использовать не только в коммерческой и политической рекламе, но и в целях пропаганды, эффективного обучения, лечения и т.д. В общем, как это обычно бывает с новыми интересными теориями – ее подхватили и стали раздувать. Говорили, что с помощью кадра правительство и ЦРУ манипулируют подсознанием каждого члена общества. В итоге теория 25-го кадра превратилась в идею о страшном зомбировании человека человеком.

Однако недостоверные теории имеют одно общее свойство – они не работают. Так случилось и с теорией 25-го кадра. Когда многие исследователи пытались повторить эксперимент Вайкери, то результат был один – никаких ожидаемых результатов. Никакого роста объемов продаж и никакого тебе подсознательного зомбирования. И уже в 1958 году наличие психологического эффекта сублиминальной рекламы было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией.

Опровержения сыпались одно за другим. Американский студент Стюарт Роджерс, писавший реферат на тему 25-го кадра, приехал в город Форт Ли, чтобы проверить некоторые утверждения Вайкери. В результате он обнаружил, что, во-первых, кинотеатр, в котором Вайкери якобы проводил свой эксперимент, был слишком мал, поэтому не мог пропустить 50 тысяч зрителей за шесть недель, как утверждал Вайкери. А, во-вторых, директор кинотеатра заявил, что в его заведении никто никогда не проводил никаких экспериментов.

В 1962 сам Вайкери признался, что результаты эксперимента были им сфальсифицированы. Точнее, никакого эксперимента он действительно не проводил.

Помимо самого эксперимента Вайкери, многие утверждения теории оказались ложными. Так, порог зрительной чувствительности человека намного выше 24 Герц (например, в телевизорах с частотой развертки 50 Герц и то заметно мерцание), поэтому 25-й кадр не невидим, как утверждалось в теории, а очень даже заметен. И если в нем разместить короткое слово достаточно большими буквами, то оно вполне будет читаться зрителями. А раз так, то ни о каком подпороговом воздействии и ни о каком незаметном проникновении информации в подсознание не может быть речи.

Однако, несмотря на опровержения, миф об эффекте 25-го кадра оказался живуч: попытки использовать технологию Вайкери не прекращаются и по сей день. И если в Америке бум давно прошел, то до России он докатился примерно через 40 лет. В лихие 90-е интерес к нему усиленно подогревался желтой прессой. Предприимчивые дельцы активно рекламировали курсы по изучению иностранных языков, различные методики похудения, избавления от алкоголизма и прочие разводы для любителей сказочных рецептов с «эффектом 25-го кадра». Все они обещали феноменальные результаты, которых, конечно же, не было.

И на телевидении пытались «зомбировать» своего любимого телезрителя. Так, екатеринбургская телекомпания АТН в мае 2000 года выпустила в эфир ролик, в котором были замечены странные вспышки. Как выяснилось в результате покадровой проверки, в ролик было вмонтировано пять однокадровых вставок с текстом: «Сиди смотри только АТН», показанных в течение 58 секунд. Первый замминистра печати тогда заявил в сердцах: «До такой наглости еще никто не доходил». Историю обнародовали, телекомпанию обвинили в использовании технологии 25-го кадра и наказали – прервали вещание на два месяца. Хотя, по большому счету, ролик представлял собой не опасное средство зомбирования, как думали многие, а безобидную шалость.

 

Несмотря на то, что сама идея сублиминального влияния оказалась несостоятельной, во многих странах появились законы, запрещающие использование 25-го кадра в рекламе. Так, в российском Федеральном законе «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 есть пункт под заголовком «Скрытая реклама», который гласит: «Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами».

Страница:
Страница 13 из 16

Пользователь

Создать аккаунт

Мы вконтакте